Минор (от лат. minor — «меньший») — это музыкальная тональность или лад, характеризующийся специфическим чередованием целых и полуто́нных шагов, создающим меланхоличную и тёмную эмоциональную окраску. Минорные лады и ключи широко используются в классической, джазовой, популярной музыке и служат для передачи грусти, задумчивости или драматической напряжённости.
Ключ | Относительный мажор | Тоника | Знаков в ключе | Тип ладовой формулы |
---|---|---|---|---|
A минор 🗝️ | C мажор | A | 0 | натуральный, гармонический, мелодический |
E минор 🎶 | G мажор | E | 1# | натуральный, гармонический, мелодический |
D минор 🎹 | F мажор | D | 1♭ | натуральный, гармонический, мелодический |
B минор 🎼 | D мажор | B | 2# | натуральный, гармонический, мелодический |
G минор 🎵 | B♭ мажор | G | 2♭ | натуральный, гармонический, мелодический |
C минор 🎻 | E♭ мажор | C | 3♭ | натуральный, гармонический, мелодический |
Минорный лад имеет несколько разновидностей, каждая из которых отличается последовательностью интервалов:
- Натуральный минор: формула — тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
- Гармонический минор: повышенная VII ступень (между VI и VII — полутон + полутон).
- Мелодический минор: при восхождении повышены VI и VII ступени, при нисхождении — натуральный вид.
- Тоника (I) — центральная ступень лада.
- Малая терция (III) — определяет «минорный» характер.
- Квинта (V) — доминанта, важна для гармонического движения.
- Секста (VI) и септима (VII) — вариативны в разных видах минорного лада.
Структурная формула минорного лада делает его узнаваемым и позволяет композиторам передавать широкий спектр эмоций — от грусти до напряжённого драматизма.
История развития минорных ладов восходит к античной Греции, однако в современном понимании минорная тональность оформилась в эпоху Барокко и была систематизирована в трудах теоретиков XVII–XVIII веков. В эпоху Венской классики (Моцарт, Бетховен) минор приобрёл устойчивые эмоциональные функции, сформировав контрасты с мажорными тональностями.
Иоганн Себастьян Бах — в «Хорошо темперированном клавире» систематизировал все 24 мажорные и минорные тональности, доказав практическую возможность темперирования.
Родольф Лаберж — французский теоретик XIX века, внёс вклад в понимание гармонических особенностей минорных ладов и их функционального взаимодействия с мажором.
FAQ по смежным темам
- В чем отличие натурального и гармонического минора?
- В гармоническом миноре повышена VII ступень, что создаёт «восходящий» полутон + полутон между VI и VII, усиливая тяготение к тонике.
- Что такое относительный мажор?
- Относительный мажор — это мажорная тональность, имеющая ту же ключевую сигнатуру, что и данный минор (например, C мажор — относительный мажор A минора).
- Чем отличается мелодический минор при восхождении и нисхождении?
- При восхождении повышаются VI и VII ступени, при нисхождении лад обращается в натуральный минор.
- Как формируется минорный аккорд?
- Минорный трезвучие строится из тоники, малой терции и чистой квинты (1–♭3–5).
- Можно ли менять вид минора внутри одного произведения?
- Да, композиторы часто чередуют натуральный, гармонический и мелодический виды для достижения разных гармонических и мелодических эффектов.