что такое минор

Минор (от лат. minor — «меньший») — это музыкальная тональность или лад, характеризующийся специфическим чередованием целых и полуто́нных шагов, создающим меланхоличную и тёмную эмоциональную окраску. Минорные лады и ключи широко используются в классической, джазовой, популярной музыке и служат для передачи грусти, задумчивости или драматической напряжённости.

🎵 Основные ля-минорные тональности 🎵
Ключ Относительный мажор Тоника Знаков в ключе Тип ладовой формулы
A минор 🗝️ C мажор A 0 натуральный, гармонический, мелодический
E минор 🎶 G мажор E 1# натуральный, гармонический, мелодический
D минор 🎹 F мажор D 1♭ натуральный, гармонический, мелодический
B минор 🎼 D мажор B 2# натуральный, гармонический, мелодический
G минор 🎵 B♭ мажор G 2♭ натуральный, гармонический, мелодический
C минор 🎻 E♭ мажор C 3♭ натуральный, гармонический, мелодический

Минорный лад имеет несколько разновидностей, каждая из которых отличается последовательностью интервалов:

  • Натуральный минор: формула — тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
  • Гармонический минор: повышенная VII ступень (между VI и VII — полутон + полутон).
  • Мелодический минор: при восхождении повышены VI и VII ступени, при нисхождении — натуральный вид.
  1. Тоника (I) — центральная ступень лада.
  2. Малая терция (III) — определяет «минорный» характер.
  3. Квинта (V) — доминанта, важна для гармонического движения.
  4. Секста (VI) и септима (VII) — вариативны в разных видах минорного лада.

Структурная формула минорного лада делает его узнаваемым и позволяет композиторам передавать широкий спектр эмоций — от грусти до напряжённого драматизма.

История развития минорных ладов восходит к античной Греции, однако в современном понимании минорная тональность оформилась в эпоху Барокко и была систематизирована в трудах теоретиков XVII–XVIII веков. В эпоху Венской классики (Моцарт, Бетховен) минор приобрёл устойчивые эмоциональные функции, сформировав контрасты с мажорными тональностями.

Иоганн Себастьян Бах — в «Хорошо темперированном клавире» систематизировал все 24 мажорные и минорные тональности, доказав практическую возможность темперирования.

Родольф Лаберж — французский теоретик XIX века, внёс вклад в понимание гармонических особенностей минорных ладов и их функционального взаимодействия с мажором.

FAQ по смежным темам

В чем отличие натурального и гармонического минора?
В гармоническом миноре повышена VII ступень, что создаёт «восходящий» полутон + полутон между VI и VII, усиливая тяготение к тонике.
Что такое относительный мажор?
Относительный мажор — это мажорная тональность, имеющая ту же ключевую сигнатуру, что и данный минор (например, C мажор — относительный мажор A минора).
Чем отличается мелодический минор при восхождении и нисхождении?
При восхождении повышаются VI и VII ступени, при нисхождении лад обращается в натуральный минор.
Как формируется минорный аккорд?
Минорный трезвучие строится из тоники, малой терции и чистой квинты (1–♭3–5).
Можно ли менять вид минора внутри одного произведения?
Да, композиторы часто чередуют натуральный, гармонический и мелодический виды для достижения разных гармонических и мелодических эффектов.
Оцените:
( Пока оценок нет )
Фотофайл - лучшие картинки и фото
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Теперь напиши комментарий!x